"Я пишу, чтобы сохранить образы
человеческие после их смерти."
Альбрехт Дюрер.
Северное Возрождение - понятие, употребляемое для обозначения искусства стран Европы севернее Альп во времена, когда в Италии уже расцветал Ренессанс. Тогда в Нидерландах, Германии, Франции на духовную жизнь и соответственно культуру начала оказывать большое влияние Реформация - зарождение протестантизма. В искусстве можно было видеть не только утрату интереса к религиозной живописи и расцвет пейзажной и портретной, но и развитие бытового жанра, интерес к жизни простых людей, отказ от излишней пышности в архитектуре и живописи, стремление к строгости и простоте.
В то же время искусство Северного Возрождения связано с готикой, со стойкими средневековыми традициями, поэтому истоки его лежат еще в начале 15 века в творчестве нидерландских художников. Одним из самых известных был Ян ван Эйк (около 1390–1441), и он же был одним из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр.
Его портреты еще отличаются готической "вытянутостью" форм и лиц, но правдиво и тщательно пытаются передать облик людей и их характер. Ян ван Эйк был первым художником в европейской живописи, создавшим парный портрет, в котором сумел выразить нежное отношение пары друг к другу, сложную символику и лиричность изображения.
Еще один художник раннего нидерландского Возрождения Рогир ван дер Вейден (около 1400-1464), сосредоточен в своих портретах на передаче внутреннего мира человека, его настроении. Мастер повышенного драматического звучания, художник, стремившийся к образам индивидуальным и вместе с тем возвышенным, интересовался главным образом сферой духовных свойств человека.
Его портреты еще аскетичны и лаконичны, в трехчетвертном повороте, с малым количеством деталей, взгляд не направлен на смотрящего, как правило, без какого-либо пейзажного или интерьерного фона, но эмоционально насыщенные и выразительные, художник явно симпатизирует своим моделям.
Одним из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, оказавшим большое влияние на развитие живописи и имевшим свой, совершенно уникальный живописный стиль, был великий Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен, около 1450/60–1516).
Искусство Босха возникло в условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов. Будучи еще в плену средневековых понятий, стараясь дать в своем творчестве всеобъемлющую картину мира, он тем не менее, стремился во вполне ренессансных традициях отразить процесс открытия земного мира и человека. Но в отличие от ренессансных художников, изображавших мир царством гармонии, порядка и красоты, Босх , изображая то, что прежде считалось недопустимым, внёс в отображение мира скепсис и отрицание, земное и адское у Босха переплетаются, порождение зла проникает повсюду, нигде зло не было таким причудливым и ужасным, нигде не было такого количества фантастических и злобных существ, как на его картинах.
У Босха практически нет портретов, его картины многофигурны, но каждая отдельная фигура и лицо настолько выразительны, гротескны, демоничны и характерны, что все они могут быть отдельными портретами, выражающими всевозможные человеческие эмоции. Его творения завораживают, будоражат воображение, не оставляют в покое какой-то своей неразгаданной тайной. Недаром Босха называют "отцом сюрреализма" - его идеи были подхвачены и творчески развиты через несколько столетий сюрреалистами, и в первую очередь Сальвадором Дали.
Еще один немецко-нидерландский художник Питер Брейгель Старший (около 1525 - 1569) тоже практически не оставил нам портретов,
но в каждом его многофигурном произведении, как и у Босха, можно выделить то или иное лицо в отдельный портрет - настолько эти лица выразительны и самобытны. Мне удалось найти только три фрагмента картин, представленных в качестве самостоятельного портрета кисти Брейгеля. вот один из них.
Стоит сказать пару слов еще о двух нидерландских художниках, творчество которых явилось важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства с элементами маньеризма. Один из них - Питер Артсен (1508/09—1575), у которого были попытки внесения народного типа в портретный жанр и использование в нем натюрморта, позже ставшего таким популярным у нидерландских художников.
И второй - наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76), крупнейший представитель парадного, придворного портрета, мастер острых психологических решений, но в них тоже присутствуют элементы маньеризма.
В конце XV начале XVI века начался взлет немецкой ренессансной живописи и графики, которые еще сохраняли связь с готикой, были во многом схожи с нидерландскими, но несколько отставали от них, переживая те тяжелые социальные конфликты, что происходили в раздробленной и экономически отсталой Германии того времени. Немецких художников также больше, чем итальянцев, интересовали переживания человека, его духовная жизнь, психологические конфликты, его поведение в разных жизненных ситуациях. В их работах можно видеть личное отношение к миру, к изображаемым сюжетам и особенно к человеку в разных его ипостасях. Недаром поэтому наиболее продвинутым жанром в то время становится портрет. Центральное место в искусстве той поры принадлежало творчеству любимого мною, еще с детства знакомого по довоенному изданию книги сказок Шарля Перро с гравюрами Альбрехта Дюрера (1471–1528), великому живописцу, рисовальщику, граверу и теоретику искусства.
Предчувствие близящихся религиозных и социальных потрясений, настроения предреформационной эпохи, отразились в серии гравюр на тему Апокалипсиса (я писала об этом раньше тут: http://botinok.co.il/node/85457 ), и хотя это не по теме нашего сегодняшнего разговора, но один гравюрный портрет я хочу показать.
На рубеже веков на молодого Дюрера обратил внимание курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый и поручил ему написать свой портрет, а потом и многие нюрнбергские патриции давали ему заказы на портреты, в которых он продолжал североевропейские традиции: трехчетвертной разворот, чаще на нейтральном, иногда на пейзажном фоне, тщательное выписывание деталей, выразительность лица и глаз. Вот портрет хорошего и близкого друга Дюрера, члена Городского совета Нюрнберга, чей настороженный взгляд прожигающих зрителя глаз сразу привлекает к себе внимание, завораживает своей внутренней экспрессией, потрясающей выразительностью и живостью.
Фактически Дюрер является основоположником североевропейского портрета в качестве самостоятельного жанра. У него была очень привлекательная внешность, он это знал и гордился этим, в его автопортретах чувствуется даже некоторое самолюбование, возвышение своего статуса, которому по сословному положению он не соответствовал, но которого безусловно заслуживал своим талантом.
Особенно много портретов Дюрер написал в поздний период своего творчества, когда стал уже признанным художником, например, только за один год пребывания в Нидерландах он написал больше 100 портретов, которые не только приносили ему известность и славу, но и неплохой доход. Среди его моделей, однако, мы видим не только влиятельных придворных, богатых купцов, или даже самого императора Священной Римской империи, но и простых людей, и своих родственников.
Значение творчества Альбрехта Дюрера для национальной культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера» - это признание его гениальности и его роли в развитии не только немецкой, но мировой культуры.
В это же время в Германии работал еще один крупнейший художник, выдающийся портретист немецкого Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого - Лукас Кранах Старший (1472—1553) связавший свое творчество с задачами Реформации, чему способствовала и его личная дружба с Мартином Лютером.
Его ранние работы отмечены ренессансной остротой и свежестью восприятия мира, но в них только начинают появляться те мелкие детали и многоплановая композиция, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.
После 1520 года, Лукас Кранах становится все более знаменит и богат, он даже стал членом городского совета, исполняя должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Его кисть становится все более манерной и утонченной в угоду его многочисленным заказчикам, его бесконечные Адамы, Евы, Венеры и античные богини в обнаженном виде украшают стены богатых домов. Выполняя дипломатическую миссию, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III, Лукас знакомится с ней, видит в ней, как художник, идеал женской красоты, и с тех пор почти все его библейские и мифологические образы имеют внешние черты Сибиллы Клевской, "кранаховской женщины" — высокая блондинка, с миндалевидными глазами и острым подбородком, нежная и задумчивая.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны, его живописные работы продавались на аукционах 110 раз, рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов.
Еще одним великим немецким художником этой эпохи был Ганс Гольбейн (или Хольбейн) Младший (около 1497 или 1498-1543), ученик и сын Гольбейна Старшего.
Он начал свой путь в искусство в Базеле, где познакомился со многими учеными и гуманистами того времени и где создал серию портретов, отражающих их силу духа, достоинство и внутреннюю уверенность.
Долгое время, почти 15 лет в общей сложности, Гольбейн жил и работал в Англии, где подружился с Томасом Мором, а потом стал фактически придворным художником короля Генриха VIII, и там его талант портретиста расцвел в полную силу.
Его портретам присуще правдивое, иногда даже нелицеприятное отражение характера, филигранная тщательность в воспроизведении деталей, эмоциональная выразительность. Так получилось, что самую продуктивную часть своей творческой жизни Гольбейн провел в Англии, а не в Германии, возможно поэтому его искусство там не было широко известно. Но зато оно оказало огромное воздействие не только на развитие английского, но и всего западноевропейского портретного искусства. Благодаря и его кисти мы имеем целую галерею портретов сильных, смелых, передовых и целеустремленных людей эпохи.
Северное Возрождение во Франции имело свои особенности, связанные с противоречиями сложившейся в стране ситуации - длившейся до 1463 года Столетней войны, феодальной анархией и крестьянскими волнениями. Поэтому ренессансный гуманизм в живописи соединяется с элементами трагичности, религиозная идеология постепенно и все больше уступает место гуманистическим идеям. Большую роль в распространении ренессансных идей сыграл король Франциск I, приглашавший к своему двору французских художников, поэтов, ученых, а также художников из Италии. Изысканное и изящное, хотя и несколько манерное искусство итальянцев оказало большое влияние на многих французских художников, например, на Жана Фуке ( ок. 1420 — 1481), из Тура.
Портреты в то время получили широкое распространение не только при дворе короля, но и в домах богатых придворных, местных богачей и даже купцов, при дворах местных владык.
Удивительно, что пользовавшийся успехом и популярностью при жизни, получавший множество заказов от знати и богачей, Фуке был совершенно забыт после смерти, и только возродившийся во времена романтизма интерес к средневековому искусству вернул нам этого художника в 19 веке.
Прекрасным портретистом был и Жан Клуэ Старший (1485 - 1540), придворный художник французского короля Франциска I. Интересно, что не сохранилось подписанных произведений художника, но по стилю и времени написания ему приписывают множество портретов, в основном представителей французского двора и знати.
До сих пор очень мало известно о жизни и происхождении этого художника. Прожив большую часть своей жизни во Франции, он не был французом и не был натурализован, жил в Туре, писал в основном портреты, его техника больше похожа на фламандскую школу (возможно, он родом из Брюсселя), с другой стороны в его работах чувствуется влияние портретного итальянского Возрождения, с третьей стороны некоторые его портреты показывают сходство с манерой Гольбейна.
И еще один французский художник, выходец из Нидерландов, которого надо упомянуть, Корнель де Лион (около 1500 - 1575), но сведения о его жизни очень скудны. Впервые его имя, скорее прозвище, данное ему по месту пребывания в то время (Лион) упоминается лишь в 1534 году.
Простые и искренние портреты Корнеля де Лиона отличаются умением раскрыть глубину внутреннего мира модели, правдивостью и естественностью поз, почти миниатюрным (величиной с почтовую открытку) исполнением и звучной цветовой гаммой, написаны они, как правило, на голубом или зеленом фоне.
Даже сегодня нельзя с полной уверенностью приписать ему ни один рисунок или портрет.
Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь, новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями. В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и "властелином природы", Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения, но оно не сложилось здесь в цельную стройную систему. Хотя в искусстве северных стран и было больше внутренней противоречивости, но очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, портрет стал полноправным отдельным жанром.
Как всегда, завершая тему "Портрет в живописи эпохи Возрождения", предлагаю посмотреть видеоролик к этой теме в сопровождении средневековой музыки, в котором можно увидеть около 100 работ упоминавшихся в текстах художников. Продолжительность ролика - около 11 минут.
Продолжение следует.
Следующая тема - Барокко.
Ссылки: 1. https://northernrenaissance.jimdo.com/
2. http://www.metmuseum.org/toah/hd/enet/hd_enet.htm
3. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_nord.html
4. http://smallbay.ru/renessnord.html
5. https://paintingromanti.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
человеческие после их смерти."
Альбрехт Дюрер.
Северное Возрождение - понятие, употребляемое для обозначения искусства стран Европы севернее Альп во времена, когда в Италии уже расцветал Ренессанс. Тогда в Нидерландах, Германии, Франции на духовную жизнь и соответственно культуру начала оказывать большое влияние Реформация - зарождение протестантизма. В искусстве можно было видеть не только утрату интереса к религиозной живописи и расцвет пейзажной и портретной, но и развитие бытового жанра, интерес к жизни простых людей, отказ от излишней пышности в архитектуре и живописи, стремление к строгости и простоте.
В то же время искусство Северного Возрождения связано с готикой, со стойкими средневековыми традициями, поэтому истоки его лежат еще в начале 15 века в творчестве нидерландских художников. Одним из самых известных был Ян ван Эйк (около 1390–1441), и он же был одним из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр.
Его портреты еще отличаются готической "вытянутостью" форм и лиц, но правдиво и тщательно пытаются передать облик людей и их характер. Ян ван Эйк был первым художником в европейской живописи, создавшим парный портрет, в котором сумел выразить нежное отношение пары друг к другу, сложную символику и лиричность изображения.
Еще один художник раннего нидерландского Возрождения Рогир ван дер Вейден (около 1400-1464), сосредоточен в своих портретах на передаче внутреннего мира человека, его настроении. Мастер повышенного драматического звучания, художник, стремившийся к образам индивидуальным и вместе с тем возвышенным, интересовался главным образом сферой духовных свойств человека.
Его портреты еще аскетичны и лаконичны, в трехчетвертном повороте, с малым количеством деталей, взгляд не направлен на смотрящего, как правило, без какого-либо пейзажного или интерьерного фона, но эмоционально насыщенные и выразительные, художник явно симпатизирует своим моделям.
Одним из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, оказавшим большое влияние на развитие живописи и имевшим свой, совершенно уникальный живописный стиль, был великий Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен, около 1450/60–1516).
Искусство Босха возникло в условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов. Будучи еще в плену средневековых понятий, стараясь дать в своем творчестве всеобъемлющую картину мира, он тем не менее, стремился во вполне ренессансных традициях отразить процесс открытия земного мира и человека. Но в отличие от ренессансных художников, изображавших мир царством гармонии, порядка и красоты, Босх , изображая то, что прежде считалось недопустимым, внёс в отображение мира скепсис и отрицание, земное и адское у Босха переплетаются, порождение зла проникает повсюду, нигде зло не было таким причудливым и ужасным, нигде не было такого количества фантастических и злобных существ, как на его картинах.
У Босха практически нет портретов, его картины многофигурны, но каждая отдельная фигура и лицо настолько выразительны, гротескны, демоничны и характерны, что все они могут быть отдельными портретами, выражающими всевозможные человеческие эмоции. Его творения завораживают, будоражат воображение, не оставляют в покое какой-то своей неразгаданной тайной. Недаром Босха называют "отцом сюрреализма" - его идеи были подхвачены и творчески развиты через несколько столетий сюрреалистами, и в первую очередь Сальвадором Дали.
Еще один немецко-нидерландский художник Питер Брейгель Старший (около 1525 - 1569) тоже практически не оставил нам портретов,
но в каждом его многофигурном произведении, как и у Босха, можно выделить то или иное лицо в отдельный портрет - настолько эти лица выразительны и самобытны. Мне удалось найти только три фрагмента картин, представленных в качестве самостоятельного портрета кисти Брейгеля. вот один из них.
Стоит сказать пару слов еще о двух нидерландских художниках, творчество которых явилось важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства с элементами маньеризма. Один из них - Питер Артсен (1508/09—1575), у которого были попытки внесения народного типа в портретный жанр и использование в нем натюрморта, позже ставшего таким популярным у нидерландских художников.
И второй - наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76), крупнейший представитель парадного, придворного портрета, мастер острых психологических решений, но в них тоже присутствуют элементы маньеризма.
В конце XV начале XVI века начался взлет немецкой ренессансной живописи и графики, которые еще сохраняли связь с готикой, были во многом схожи с нидерландскими, но несколько отставали от них, переживая те тяжелые социальные конфликты, что происходили в раздробленной и экономически отсталой Германии того времени. Немецких художников также больше, чем итальянцев, интересовали переживания человека, его духовная жизнь, психологические конфликты, его поведение в разных жизненных ситуациях. В их работах можно видеть личное отношение к миру, к изображаемым сюжетам и особенно к человеку в разных его ипостасях. Недаром поэтому наиболее продвинутым жанром в то время становится портрет. Центральное место в искусстве той поры принадлежало творчеству любимого мною, еще с детства знакомого по довоенному изданию книги сказок Шарля Перро с гравюрами Альбрехта Дюрера (1471–1528), великому живописцу, рисовальщику, граверу и теоретику искусства.
Предчувствие близящихся религиозных и социальных потрясений, настроения предреформационной эпохи, отразились в серии гравюр на тему Апокалипсиса (я писала об этом раньше тут: http://botinok.co.il/node/85457 ), и хотя это не по теме нашего сегодняшнего разговора, но один гравюрный портрет я хочу показать.
На рубеже веков на молодого Дюрера обратил внимание курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый и поручил ему написать свой портрет, а потом и многие нюрнбергские патриции давали ему заказы на портреты, в которых он продолжал североевропейские традиции: трехчетвертной разворот, чаще на нейтральном, иногда на пейзажном фоне, тщательное выписывание деталей, выразительность лица и глаз. Вот портрет хорошего и близкого друга Дюрера, члена Городского совета Нюрнберга, чей настороженный взгляд прожигающих зрителя глаз сразу привлекает к себе внимание, завораживает своей внутренней экспрессией, потрясающей выразительностью и живостью.
Фактически Дюрер является основоположником североевропейского портрета в качестве самостоятельного жанра. У него была очень привлекательная внешность, он это знал и гордился этим, в его автопортретах чувствуется даже некоторое самолюбование, возвышение своего статуса, которому по сословному положению он не соответствовал, но которого безусловно заслуживал своим талантом.
Особенно много портретов Дюрер написал в поздний период своего творчества, когда стал уже признанным художником, например, только за один год пребывания в Нидерландах он написал больше 100 портретов, которые не только приносили ему известность и славу, но и неплохой доход. Среди его моделей, однако, мы видим не только влиятельных придворных, богатых купцов, или даже самого императора Священной Римской империи, но и простых людей, и своих родственников.
Значение творчества Альбрехта Дюрера для национальной культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера» - это признание его гениальности и его роли в развитии не только немецкой, но мировой культуры.
В это же время в Германии работал еще один крупнейший художник, выдающийся портретист немецкого Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого - Лукас Кранах Старший (1472—1553) связавший свое творчество с задачами Реформации, чему способствовала и его личная дружба с Мартином Лютером.
Его ранние работы отмечены ренессансной остротой и свежестью восприятия мира, но в них только начинают появляться те мелкие детали и многоплановая композиция, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.
После 1520 года, Лукас Кранах становится все более знаменит и богат, он даже стал членом городского совета, исполняя должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Его кисть становится все более манерной и утонченной в угоду его многочисленным заказчикам, его бесконечные Адамы, Евы, Венеры и античные богини в обнаженном виде украшают стены богатых домов. Выполняя дипломатическую миссию, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III, Лукас знакомится с ней, видит в ней, как художник, идеал женской красоты, и с тех пор почти все его библейские и мифологические образы имеют внешние черты Сибиллы Клевской, "кранаховской женщины" — высокая блондинка, с миндалевидными глазами и острым подбородком, нежная и задумчивая.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны, его живописные работы продавались на аукционах 110 раз, рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов.
Еще одним великим немецким художником этой эпохи был Ганс Гольбейн (или Хольбейн) Младший (около 1497 или 1498-1543), ученик и сын Гольбейна Старшего.
Он начал свой путь в искусство в Базеле, где познакомился со многими учеными и гуманистами того времени и где создал серию портретов, отражающих их силу духа, достоинство и внутреннюю уверенность.
Долгое время, почти 15 лет в общей сложности, Гольбейн жил и работал в Англии, где подружился с Томасом Мором, а потом стал фактически придворным художником короля Генриха VIII, и там его талант портретиста расцвел в полную силу.
Его портретам присуще правдивое, иногда даже нелицеприятное отражение характера, филигранная тщательность в воспроизведении деталей, эмоциональная выразительность. Так получилось, что самую продуктивную часть своей творческой жизни Гольбейн провел в Англии, а не в Германии, возможно поэтому его искусство там не было широко известно. Но зато оно оказало огромное воздействие не только на развитие английского, но и всего западноевропейского портретного искусства. Благодаря и его кисти мы имеем целую галерею портретов сильных, смелых, передовых и целеустремленных людей эпохи.
Северное Возрождение во Франции имело свои особенности, связанные с противоречиями сложившейся в стране ситуации - длившейся до 1463 года Столетней войны, феодальной анархией и крестьянскими волнениями. Поэтому ренессансный гуманизм в живописи соединяется с элементами трагичности, религиозная идеология постепенно и все больше уступает место гуманистическим идеям. Большую роль в распространении ренессансных идей сыграл король Франциск I, приглашавший к своему двору французских художников, поэтов, ученых, а также художников из Италии. Изысканное и изящное, хотя и несколько манерное искусство итальянцев оказало большое влияние на многих французских художников, например, на Жана Фуке ( ок. 1420 — 1481), из Тура.
Портреты в то время получили широкое распространение не только при дворе короля, но и в домах богатых придворных, местных богачей и даже купцов, при дворах местных владык.
Удивительно, что пользовавшийся успехом и популярностью при жизни, получавший множество заказов от знати и богачей, Фуке был совершенно забыт после смерти, и только возродившийся во времена романтизма интерес к средневековому искусству вернул нам этого художника в 19 веке.
Прекрасным портретистом был и Жан Клуэ Старший (1485 - 1540), придворный художник французского короля Франциска I. Интересно, что не сохранилось подписанных произведений художника, но по стилю и времени написания ему приписывают множество портретов, в основном представителей французского двора и знати.
До сих пор очень мало известно о жизни и происхождении этого художника. Прожив большую часть своей жизни во Франции, он не был французом и не был натурализован, жил в Туре, писал в основном портреты, его техника больше похожа на фламандскую школу (возможно, он родом из Брюсселя), с другой стороны в его работах чувствуется влияние портретного итальянского Возрождения, с третьей стороны некоторые его портреты показывают сходство с манерой Гольбейна.
И еще один французский художник, выходец из Нидерландов, которого надо упомянуть, Корнель де Лион (около 1500 - 1575), но сведения о его жизни очень скудны. Впервые его имя, скорее прозвище, данное ему по месту пребывания в то время (Лион) упоминается лишь в 1534 году.
Простые и искренние портреты Корнеля де Лиона отличаются умением раскрыть глубину внутреннего мира модели, правдивостью и естественностью поз, почти миниатюрным (величиной с почтовую открытку) исполнением и звучной цветовой гаммой, написаны они, как правило, на голубом или зеленом фоне.
Даже сегодня нельзя с полной уверенностью приписать ему ни один рисунок или портрет.
Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь, новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями. В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и "властелином природы", Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения, но оно не сложилось здесь в цельную стройную систему. Хотя в искусстве северных стран и было больше внутренней противоречивости, но очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, портрет стал полноправным отдельным жанром.
Как всегда, завершая тему "Портрет в живописи эпохи Возрождения", предлагаю посмотреть видеоролик к этой теме в сопровождении средневековой музыки, в котором можно увидеть около 100 работ упоминавшихся в текстах художников. Продолжительность ролика - около 11 минут.
Продолжение следует.
Следующая тема - Барокко.
Ссылки: 1. https://northernrenaissance.jimdo.com/
2. http://www.metmuseum.org/toah/hd/enet/hd_enet.htm
3. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_nord.html
4. http://smallbay.ru/renessnord.html
5. https://paintingromanti.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C