vladimir_dianov (vladimir_dianov) wrote in art_links,
vladimir_dianov
vladimir_dianov
art_links

Конец общности |

Оригинал взят у vladimir_dianov в Конец общности |

Культуролог и философ Борис Гройс:

«Сейчас нигде нет единого национального стиля. Думать, что советский стиль в свое время представлял Россию, − иллюзия. Это было время холодной войны, противостояния коммунизма и капитализма в международном масштабе. Русское искусство тогда и советская ситуация в целом были интересны потому, что были связаны с глобальной идеологической борьбой. Этого больше нет. Россия может придумывать все, что угодно, но нет противостояния между существующей в ней системой и системами других стран. Нет тотального раскола, нет глобальной идеологической борьбы. Каждый художник, в конечном счете, будь он английский, перуанский или российский, выставляет только самого себя. Мы живем в эпоху неолиберализма и индивидуализма, когда распадаются все политические и культурные общности. Это эпоха конкуренции всех со всеми, когда и на художника, и на автора смотрят с точки зрения того, как он лично репрезентирует себя в публичном пространстве. Он не представляет ничего, кроме самого себя.

Борис Гройс, фото: www.sanatatak.com

Для меня Павленский, прежде всего, интересен тем, что он возвращает русский акционизм к периоду, который русская культура пропустила. Возвращение к началу перфоманса 60-х и 70-х на Западе, который весь был мазохистическим (Крис Берден, ранние Абрамович и Улай) − это очень интересный ход. Но, конечно, это возвращение происходит в других медиальных условиях, поэтому работы Павленского так зрелищны.

Попытка с помощью искусства создать общность − это ностальгическая практика, характеризующая старшее поколение, которое потеряло коммунизм. Молодое поколение ничего не потеряло, так как выросло в культуре, в которой никто никого не хочет слушать, никто не хочет ни на кого смотреть и где каждый хочет что-то сказать. Я не уверен, что это нигилизм. Каждый сейчас хочет что-то продемонстрировать, это культура селфи, в каком-то смысле. При этом, единственная наша публика − это Google, системы слежения и спецслужбы. То есть люди, которым за это специально платят или которые делают это по долгу службы. Все остальные ничем не интересуются. Современные художники привыкли, что они являются своими собственными зрителями, и процесс искусства все больше превращается в психодраму самосозерцания. Каждое поколение имеет свой визуальный и технологический опыт, опыт производства и восприятия художественных работ. Я думаю, что в таком виде эта проблема существует, вероятно, в России. На Западе ситуация отличается, и граница пролегает по-другому: молодое поколение оказалось больше подвержено влиянию интернета. И, кстати, если вы посмотрите на даты, то увидите совпадение − интернет в современной форме возник как раз после конца холодной войны. Я думаю, что основной принцип интернета заключается в... ПРОДОЛЖЕНИЕ

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments