lawgreen (lawgreen) wrote in art_links,
lawgreen
lawgreen
art_links

Categories:

За что Википедия изгнала Мравинского? / For what Wikipedia expel Mravinsky?



Л. Русов (1926-1987). Ленинградская симфония. Дирижирует Евгений Мравинский. 1980

Критики Википедии получили новый повод обвинять популярный образовательный ресурс в идеологической цензуре, политической ангажированности и прочих серьёзных грехах. Недавно пользователи и авторы Википедии из десятков стран обратили внимание, что из тысяч статей в один день исчезли все изображения картин русских художников. Например, портрет выдающегося дирижёра Евгения Александровича Мравинского, написанный его другом художником Львом Русовым в 1957 году, использовался для иллюстрации более чем пятидесяти статей двадцати языковых разделов Википедии. Теперь в них на его месте пустота.

Кому помешал портрет Мравинского, портреты и пейзажи Александра Самохвалова, Рудольфа Френца, Николая Тимкова, Самуила Невельштейна, Анатолия Васильева, Глеба Савинова, Петра Бучкина и многих десятков других русских советских художников ХХ века, которые многие годы свободно использовались в Википедии и за её пределами и вдруг в одночасье попали «под санкции»? Мы попытались разобраться в этой странной ситуации.


Сначала о здравом смысле. Главное правило Википедии как образовательного ресурса для её редакторов сводится к следующему утверждению: правьте статьи смело, если ваши правки их улучшают и идут на пользу Википедии. Очевидно, с этой точки зрения удаление изображений картин из биографических статей об их авторах-художниках, а также из обзорных статей об изобразительном искусстве – это улучшение статей и польза для Википедии. По крайней мере, в отношении статей о русских советских художниках. Наверное, у владельцев и администраторов проекта нет желания совершенно удалить из Википедии статьи о художниках, живших и работавших в СССР. Целесообразнее их оставить, но превратить в этакое обезличенное пугало, немую иллюстрацию тоталитарного режима. Хотя и удалением пренебрегать не стоит. Удалили же из русского раздела Википедии несколько лет назад десятки статей о художественных выставках СССР 1950-1980-х годов, как, якобы, об энциклопедически незначимых событиях. Среди удалённых оказалась и статья о Всесоюзной художественной выставке 1957 года в Москве, администраторы Википедии также посчитали её малозначимым событием.

Теперь о правилах. Политика Википедии заключается в том, чтобы активно стимулировать передачу ей прав на использование изображений. При этом в Википедии существуют строгие требования в отношении использования изображений, и в особенности несвободных, то есть тех, срок действия авторских прав на которые ещё не истёк. Автор или правообладатель изображения должен предоставить специальной службе информацию о своих правах на данное изображение, а также разрешение на его свободное использование в Википедии и за её пределами. Как нам пояснили, эта процедура может занимать, в зависимости от сложности вопроса, от нескольких минут до нескольких недель и иногда требует довольно длительной переписки с волонтёрами Фонда. Только после согласования всех вопросов изображение под свободной лицензией можно загружать на так называемый викисклад, откуда любой редактор Википедии может его свободно получить для использования в статьях. В отдельных случаях участнику проекта, осуществляющему загрузку многочисленных изображений, выдаётся специальное номерное разрешение, подтверждающее его право помещать на склад изображений свои материалы.




Л. Русов (1926-1987). Портрет Евгения Мравинского. 1957


Как можно понять из обсуждения ситуации с удалением картин, права на их использование под свободной лицензией были переданы Фонду правообладателем ещё в … 2010 году после достаточно продолжительной переписки и представления запрошенных документов. Результатом соглашения о передаче прав стало выданное службой номерное разрешение на загрузку. На основании выданного разрешения на викисклад и были загружены несколько сот изображений картин десятков художников, которые в дальнейшем использовались сотнями редакторов Википедии из разных стран и разошлись по тысячам статей.

А далее происходит следующее. Спустя семь лет в середине июня 2017 года вдруг некий администратор Википедии заявляет, что в 2010 году … волонтёры допустили преступную небрежность и незаконно выдали разрешение на загрузку изображений под свободной лицензией! Поэтому выданное ими в 2010 году разрешение необходимо закрыть, а все изображения из проекта удалить. Что и было преспокойно сделано в два дня даже без уведомления правообладателя. При этом, насколько можно судить из комментариев, изображения могут и вернуть, если правообладатель передаст волонтёрам (?!) … «разрешения обладателей авторских (не имущественных!) прав на сами полотна, с документальным подтверждением обладания этими людьми / организациями авторскими правами на них, а также разрешения всех фотографов, производивших съёмку данных полотен с предоставлением фоторабот в оригинальном разрешении и качестве, имеющих метаданные, указывающие на авторство фотоработы»!

Мы связались с представителем правообладателя и попросили прокомментировать ситуацию с удалением изображений картин. Как выяснилось, на запрос правообладателя руководство Фонда Викимедия не смогло подтвердить полномочий волонтёров запрашивать оригиналы документов, содержащих, в том числе, конфиденциальную информацию, защищённую Федеральным Законом Российской Федерации от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Вопрос с обстоятельствами удаления изображений картин из тысяч статей изучается руководством Фонда. Тему о возможных причинах «санкций» с нами обсуждать не захотели.

В заключении несколько вопросов нейтрального свойства, приходящих на ум в связи с этой историей.

Вопрос первый: кому правообладатель передаёт принадлежащие ему права (или часть прав) на публикацию изображений под свободной лицензией? Фонду Викимедия со штаб-квартирой в Сан-Франциско, или фантомной «группе волонтёров»?

Вопрос второй: как действительно быть с соблюдением норм российского законодательства при передаче информации Фонду и тем более его волонтёрам? И, в частности, с требованиями Федерального Закона РФ от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»? Поскольку любой Договор, в том числе и договор о переуступке авторский прав, содержит конфиденциальную информацию об обеих сторонах соглашения. Не получится ли так, что, передав по требованию Фонда Викимедия копию такого соглашения, правообладатель может оказаться ответчиком в российском суде?

Вопрос третий: размещённые на викискладе под свободной лицензией изображения используют не только редактора Википедии в статьях, но и тысячи людей по всему миру, копируя их для своих собственных сайтов, статей и прочих надобностей, доверяя Википедии в том, что это можно делать на законных основаниях. Каков правовой статус этих изображений теперь, после того, как Википедия через семь лет решила их удалить с викисклада и признать лицензию ничтожной? Похоже, что все, кто с согласия Википедии использовал эти изображения, поставлены теперь перед выбором: либо удалять эти изображения со своих ресурсов, либо получать новое разрешение на их использование теперь уже непосредственно у правообладателя.

У нас нет ответов на эти вопросы. Может быть они найдутся у исполнительного директора Фонда Викимедия госпожи Katherine Maher ?




Tags: живопись, статья
Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…