Вспоминая режиссера в день столетнего юбилея, приведу несколько выдержек из его прижизненных интервью, касающихся проблем современной отечественной сцены.
«Режиссер должен следить за тем, что он создал, хотя этого не понимает зритель, который пришел в театр посмотреть на актера. Он думает, что играет актер, а режиссер только подсказывает, откуда ему выйти и куда уйти. Репертуарный театр — очень сложная структура. Мы в России хоть и гордимся ими, но не всегда понимаем, как в них работать. Хотя бы раз-то в месяц каждый спектакль актеры должны сыграть? Должны. Иначе они забывают его партитуру: речевую, музыкальную, пластическую. А я всегда ругаю актера: не заискивай — раз, умей беседовать со зрителем — два. Говори не вообще кому-то, а-парт, а поговори с кем-то конкретным, или с несколькими людьми в зале. И тем, кто сидит на балконе, тоже что-то скажи. И всегда выстраиваю актерскую партитуру: эту фразу ты говоришь от театра, а вот тут скажи от себя — как ты это понимаешь, так и скажи. Говоря по-провинциальному, прошу его сменить тон. Репе
тируя «Горе от ума», я поразился: как скрупулезно практически все актеры XVIII-XIX века относились к своей работе, как записывали звуковую партитуру роли. И она была даже у великого Мочалова. Даже изменение тона было расписано по стихам. В России так сложилось, что директор театра всегда конфликтует с его художественным руководителем.
ПРОДОЛЖЕНИЕ...
тируя «Горе от ума», я поразился: как скрупулезно практически все актеры XVIII-XIX века относились к своей работе, как записывали звуковую партитуру роли. И она была даже у великого Мочалова. Даже изменение тона было расписано по стихам. В России так сложилось, что директор театра всегда конфликтует с его художественным руководителем.
