vittasim (vittasim) wrote in art_links,
vittasim
vittasim
art_links

Categories:

"Голоса воображаемого музея Андре Мальро". Часть VII "Многоликая древность. (Продолжение) "

В концепциях Андре Мальро искусство африканского континента занимает особенное место. Уже в молодые годы, завороженно созерцая заокеанские маски и фетиши в Музее Трокадеро (в дальнейшем – Музей Человека), он был одержим вопросом, поставленным еще Пикассо: «Почему эти люди придают скульптурам такие, а не какие-то иные, формы?».

DSCN8484.JPG

Помимо «воображаемой» Африки – «Африки-фантома», Мальро был знаком и с Африкой реальной. В 1934 году он совершил путешествие в Йемен и Эфиопию в поисках страны царицы Савской, в 1960 посетил с официальными визитами новые независимые государства – Чад, Габон и Центральноафриканскую Республику, а в 1966 открывал Первый всемирный фестиваль африканского искусства в столице Сенегала Дакар, где в своей речи говорил об уникальном вкладе африканских художников в сокровищницу мировой красоты, уподобляя возникновение скульптурного произведения таинству рождения: «отказываясь от подражания природе, африканская скульптура врывается в мир, тогда как [другая] скульптура соотносится с природой через подражание ей либо ее идеализацию».

DSCN8475.JPG
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ сорге XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8476.JPG
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ сорге XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

Мысль о том, что африканская скульптура не имитирует реальность, а постоянно создает ее заново, нередко встречается в его творчестве. Он пишет о самом африканском искусстве и о его роли в возникновении кубизма и фовизма. Цитируя свой разговор с Пабло Пикассо Мальро транслирует слова художника, как явленное в откровении знание посвященного: «Все эти фетиши, они служили одной цели. Они были оружием, чтобы помочь людям высвободиться из - под власти духов, обрести независимость. Если мы придаем духам форму, мы становимся независимыми от них. Именно в беседе с Мальро основатель кубизма впервые заявил, что картина «Авиньонские девушки» предстала перед ним. Когда он увидел негритянские маски и фетиши.

DSCN8477.JPG
Маска Кплекпле, изображающая буйвола.. Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

Такие маски используются в погребальных и сельскохозяйственных церемониях.

DSC_7041 copy.jpg
Маска Кплекпле, изображающая буйвола.. Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8480.JPG
Маска Африка Габон народ фанг XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8481.JPG
Маска Африка Габон народ фанг XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

Африканские маски и фетиши полагаются Мальро вне истории и вне хронологии. Сакральная сущность африканского искусства позволяет Мальро отождествить его с магией способной стирать все пространственно-временные границы и преобразовывать материю. «Раньше для примитивной скульптуры двери музеев были закрыты, а сейчас они попадают в музей… именно это искусство выводит нас на следующую ступень познания – познания ночной, темной стороны человеческой природы.» Мальро устраняется от этнографического подхода к африканской скульптуре, считая любые функциональные интерпретации второстепенными. Для него главным остается то, что «магическое или сакральное искусство создается в универсуме, над коорым художник не властен. И когда этот магический универсум исчезает, от него остается скульптура, как знак таинственной общности с ним или сопричастности (симпатии), и эта сопричастность исключительно глубоко проявляется повсеместно в Африке».

DSCN8483.JPG
Маска Африка Мали народ бамбара/сенуфо XIX-XX вв дерево, металл, резьба по дереву, , ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8484 1.jpg
Маска Африка Мали народ бамбара/сенуфо XIX-XX вв дерево, металл, резьба по дереву, , ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8486.JPG
Маска Кпелие, Африка Кот-дИвуар. народ ануфо, гуро XIX-XX вв дерево, резьба по дереву, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8487.JPG
Маска Кпелие, Африка Кот-дИвуар. народ ануфо, гуро XIX-XX вв дерево, резьба по дереву, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8489.JPG
Маска антилопы Африка Кот-дИвуар. народ гуро XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8490.JPG
Маска антилопы Африка Кот-дИвуар. народ гуро XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8492.JPG
Маска в виде головы барана Африка Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8493.JPG
Маска в виде головы барана Африка Кот-дИвуар. народ бауле XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8495.JPG
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ парпенде XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8496.JPG
Маска Африка Демократическая Республика Конго народ парпенде XIX-XX вв дерево, краска, резьба по дереву, раскраска, ГМИИ им А.С.Пушкина

DSCN8539.JPG
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина

Гавайские острова, расположенные в Тихом океане, были открыты испанцами еще в XVI в. Экспедиция Джеймса Кука достигла островов в 70х годах XVIIIв. Из рассказов путешественников об аборигенах было известно, что они носят одежду из древесины и птичьих перьев. Гавайцы использовали перышки маленькой птички цветочницы-мамо. Эта птаха с серповидным клювом имела яркую желтую и красную грудку, поэтому, чтобы не повредить перья, птиц ловили на шест, конец которого обмазывали клейким веществом. Шест крепили к дереву, и любопытные птички попадали в ловушку. Оперенье цветочниц ценилось столь высоко, оно использовалось в качестве денег и обменным товаром с европейцами.

DSCN8541.JPG
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина

Процесс изготовления одежды был сложен и длителен. Сначала мастер создавал основу из растительных или древесных волокон. Которая по плотности и характеру плетения напоминала сеть, к ячейкам которой плотно привязывали перышки. Плотность плетения была столь высока , что вытащить перышко из основы было невозможно.

DSCN8542.JPG
Ритуальный плащ из птичьих перьев Гавайские острова XIX-нач XX в Сетка из органических материалов, перья птицы цветочницы-мамо ГМИИ им. А. С. Пушкина

Из драгоценных перьев гавайцы создавали опахала для правителей и вельмож, ритуальные плащи для вождей, боевые и парадные шлемы для воинов и богатые украшения на шею. Во время ритуальных церемоний вожди гавайских племен надевали плащ и шлем, дополненные опахалом. Плпщи могли носить и приближенные правителей, но тогда их длина зависела от знатности владельца. Судя по размеру ритуальный плащ принадлежал вождю племени.

DSCN8432.JPG
Голова королевы-матери Ийобы Западная Африка, Великий Бенин (Нигерия) народ бини (эдо) XVI-XVIII вв бронза Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) Санкт-Петербург

Бронзовая голова воспета в посвященном Пикассо стихотворении «Негритянская маска», написанном единомышленником Мальро, поэтом и философом Леопольдом Сенгором (1906-2001), первым президентом Сенегала. В государстве Великий Бенин (юг современной Нигерии) память умерших правителей оба увековечивали в бронзовых изображениях голов, которые устанавливали на алтарях во дворце.

DSCN8433.JPG
Голова королевы-матери Ийобы Западная Африка, Великий Бенин (Нигерия) народ бини (эдо) XVI-XVIII вв бронза Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) Санкт-Петербург

Расцвет бенинского искусства приходится на период XV – XVII вв. Большинство шедевров этого времени - произведения из бронзы и слоновой кости. Бронзовые головы королев – матерей ийоба помещались нВ дворцовых алтарях, как головы самих правителей. Их можно узнать по короне – высокому конусообразному головному убору, украшенному рядами коралловых бусин. Титул и культ ийобы были учереждены в Великом Бенине в конце XV века в честь Идиа, матери оба Эсигие. Положение ийоба при дворе было исключительно: у нее собственный дворец, и она могла самолично заказывать придворным литейщикам и скульпторам предметы культа и роскоши из бронзы и слоновой кости.

DSCN8429.JPG
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина

Богатая мифология индейцев майя нашла свое отражение в сложном погребальном культе. Майя хоронила умерших, поместив их внутрь погребальных урн в сидячем положении с поджатыми к груди ногами и со скрещенными на коленях руками. Сосуды закрывались крышками.

DSCN8430.JPG
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина

К данной урне по бокам приставлены два узких и плоских экрана, разделенные поперечно на шесть секций каждый, с изображением черного вписанного полукруга и точки над ним – это имитация крыльев с перьями. Основные цвета росписи – черный, красный и кремовый; широкие черные полосы проведены по нижней и верхней части сосуда. Под белой лепной «диадемой» с тремя кружками по центру помещен лик фантастического существа («Космический крокодил», воплощение земли и неба), с огромными круглыми глазами и гипертрофированными крупными нижними веками и короткими и широкими бровями. В открытой пасти чудовища видна головка новорожденного ягуара с выпуклыми круглыми глазами и оттопыренными ушами.

DSCN8543.JPG
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина

У этой урны новорожденный представлен с когтистыми лапами. Изображение демонстрирует ритуал перехода умершего по типу мифологического существа – ягуара; он рождается на свет из пасти крылатой зооморфной матери, подобно тому, как египетская богиня неба Нут ежедневно рождала нового солнечного бога.

DSCN8545.JPG
Фигурная погребальная урна Гватемальское нагорье Культ майя-киче VII-XIIвв. Раскрашенная терракота ГМИИ им. А. с. Пушкина

В подобных сосудах видели воплощение лона богини-матери, способного рождать новые жизни. Вот почему в древности вазы были так прочно связаны с погребальным обрядом, основанном на представлении о последующем возрождении умерших. Функция вазы, как рождающей матери ярко запечатлелась на расписных рельефных урнах майя-киче VII-XIIвв. Они представляют лик ягуара-матери с огромными глазами и разинутой пастью, из которой на свет появляется маленький сын-ягуар. Идея пасти, как двери в стене, как входа-выхода их преисподней продолжает жить в позднем Риме.
Tags: выставка, москва, музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments