vladimir_dianov (vladimir_dianov) wrote in art_links,
vladimir_dianov
vladimir_dianov
art_links

Category:

Монк |

Оригинал взят у vladimir_dianov в Монк |

Ровно сто лет назад в Роки-Маунте (штат Северная Каролина) появился на свет Телониус Монк (Thelonious Sphere Monk) − самый странный и непредсказуемый из джазовых пианистов XX века, один из родоначальников стиля би-боп, новатор, экцентрик и отшельник. Его композиторский дар ценили больше исполнительского, а его манера игры на фортепиано даже для собратьев по джазовому цеху была слишком вызывающей, антикоммерческой, авангардной. Его нередко упрекали в дилетантизме. Вот мнение гитариста Хэрба Эллиса: «Монк − хороший композитор, но не пианист. С его технической ограниченностью он не способен исполнять логично развивающийся свингующий джаз. Его рояль звучит уродливо, надуманно и бессвязно. Рэй Браун, который однажды играл с Монком, уверял, что тот попросту разыгрывает и дурачит слушателей − как критиков, так и музыкантов».

Thelonious Monk, фото: Getty Images Тем не менее, Джон Колтрейн высказал о нем прямо противоположную точку зрения: «Работа с Монком позволила мне близко соприкоснуться с архитектором высочайшего класса в музыке. Я ощущаю себя его учеником во всех отношениях − в чувстве, в теории, в технике». А Сонни Роллинс просто восхищался его музыкой: «Монк был магом, волшебником». Десятки исполнителей подражали Телониусу Монку, учились у него, но никто не смог стать вровень с ним, даже несмотря на кажущуюся несложность его фортепианной фактуры. Наверное, главной особенностью Монка было то, что он не развивал уже имеющиеся в свинге идеи и гармонии, а как бы воссоздавал их заново, используя клавиши в качестве ударного инструмента, плетя свои пьесы как кружева из ритмических каркасов и прорех. К тому же пианист не выносил в музыке сентиментальности, а уж мелодическую линию практически сводил на нет. Монк часто использовал паузы, ассиметричные структуры, парадоксальные гармонические схемы, чем отпугивал и слушателей и коллег, которым было сложно импровизировать вместе с ним. Важно отметить, что Телониус Монк был самоучкой и своей музыкой был обязан лишь самому себе. Практически − он был гений, явившийся из небытия, изобретающий свой собственный велосипед, одновременно примитивный и изощренный.

Сегодня очевидно, что Монк − один из самых влиятельных музыкантов в истории джаза. Не только пианисты заимствовали его идеи, он оказал заметное влияние на саксофонистов и трубачей, достаточно вспомнить Сонни Роллинза, Джонни Гриффина и Джона Колтрейна, перенявших у него искусство оперировать паузой и лапидарную ритмическую выразительность. Да и фразировка Майлза Дэвиса также подозрительна похожа на монковскую. Предлагаю послушать не самую навороченную композицию Телониуса Монка «Don’t Blame Me» («Не вини меня»), исполненную на концерте в Дании 17 апреля 1966 года. (Из альбомов можете послушать «Brilliant Corners» 1957 года).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments