«… если ты покупаешь то, что тебе нравится, это собирательство, правильный и нормальный начальный этап. Но позже ты смотришь уже на то, насколько произведение вписывается в коллекцию, какое место оно там займет. И критерий я для себя выработал один − это актуальность. Мне интересна актуальность, то есть живущие сейчас художники, время, которое я сопережил, и темы, которые актуальны сейчас. Я исхожу из того, что если через сто лет выставить мою коллекцию, то люди должны понять или хотя бы задуматься о тех темах, которые были актуальны тогда. Мне, конечно, нравятся технически безупречно выполненные и красивые работы, которые больше относятся к классическому искусству, традиционному, но мне в них не хватает актуальности. Возвращаясь к инсталляциям, видео − у меня здесь нет ограничений. Если я понимаю, что работа задевает, касается темы взаимоотношений, темы конфликтов, темы поиска себя − неважно, самое главное, что она интересна для общества в данный момент, и если она передана в видео, или в инсталляции, или в объекте, то я с удовольствием, если есть возможность, покупаю.
Невозможно отказаться от прямых контактов с художниками. Ведь когда к тебе обращаются авторы − многие из них бывают в тяжелых ситуациях, − им нужно помогать, и я считаю, что это правильно. В свое время еще одной целью Клуба коллекционеров была позиция покупать произведения искусства через галереи. Мы считали, что это часть цивилизованного арт-рынка, и даже несмотря на дружбу и общение с художниками мы стремились покупать работы на выставках в галереях. Это была часть развития новой арт-инфраструктуры. И, конечно, люблю бывать на ярмарках современного искусства и покупать там. Ярмарки − это правильное место для приобретения произведений, хотя, к сожалению, в последнее время из-за сильной занятости не часто удается вырваться.
Самая интересная история связана с приобретением работы Сергея Шутова «Свет поднебесный», которая демонстрировалась на выставке «Мастерские Арт Москвы» в ЦДХ где-то в 2003-м или 2004-м, когда после ярмарки нескольким художникам выделялось выставочное пространство под персональные проекты. Инсталляция представляла собой прочерченную на стене черную линию с размещенными над нею несколькими кристаллами Сваровски. Мы с Сергеем тогда долго думали, как эту работу можно было бы купить, потому что это ведь всего лишь черта на стене! И было принято решение, что он продублирует эту черту на рулоне бумаги. Самое забавное было слышать потом комментарии моих друзей, когда изображение этой работы появлялось в каких-либо журналах. Они говорили: «Платишь деньги за черту на стене? Может быть, я тоже могу тебе что-нибудь нарисовать?».