vittasim (vittasim) wrote in art_links,
vittasim
vittasim
art_links

Categories:

"Боги. Люди. Герои" . Часть III. Герои. Спорт. Театр

Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей
Большая часть обнаруженных скульптур датируется эпохой Августа, когда происходил тотальный пересмотр политики, отмеченный выдвижением в городской среде новых фигур. Некоторые помпеянцы, как, например, Голконий Руф (Holconius Rufus), могли позволить себе установить собственную статую на Форуме, наглядно закрепляя достигнутое высокое положение - он занимал важные государственные должности в Помпеях, служа верховным жрецом Цезаря Августа. Статую Голкония Руфа можно видеть рядом с конструкцией, имитирующей триумфальную арку. Традиция обращения к образам героев в настенной живописи, заложенная в эпоху императора Августа, получила свое продолжение в I в. н.э.




Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э.

Яркий пример – представленная на выставке «Боги, Люди, Герои» статуя Марка Голкония Руфа, найденная на пересечении двух главных улиц Помпей, куда, после землетрясения 62 года, статуя могла быть перенесена с форума – места, наиболее подходящего по значимости для человека, который занимал важные государственные посты в Помпеях, служа верховным жрецом Цезаря Августа. По многочисленным надписям, посвященным ему, можно восстановить последовательность военных и политических должностей, через которые проходила карьера древнеримского политика: Марк Голконий Руф был военным трибуном, пять раз дуумвиром с судебными полномочиями, дважды дуумвиром и, наконец, покровителем колонии – высшей муниципальной военной должности.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э.

Марк Голконий изображен с копьем в поднятой правой руке; на нем доспехи (лорика) со стрелами молнии на наплечниках, с головой Горгоны и двумя грифонами. Голова, выполненная отдельно на высоком художественном уровне, как и остальная часть скульптуры, сохраняет многочисленные следы оригинальной полихромии.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.

В театре у Марка Голкония Руфа имелось почетное место, на котором бронзовыми буквами были перечислены все его титулы. Его брат, Голконий Целер, был дуумвиром и квинквенналом в начале царствования Тиберия. На собственные средства братья построили в Помпеях большой театр. В 23 г. н. э. дуумвиром был Голконий Гелий. Когда помпейцы выбрали в 40—41 гг. Калигулу почетным дуумвиром, то последний назначил своим заместителем, т. е. фактическим дуумвиром, бывшего квинквеннала Голкония Марка. Голконии не сходят с муниципальной арены вплоть до самой гибели Помпей.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


Статуя Марка Голкония Руфа. Мрамор. Помпеи. I в. н. э. Деталь.


"Нарцисс". Фреска. Помпеи. Дом Моряка. 62-79 гг. н. э.

Нарцисс - герой древнегреческой мифологии, отвергший любовь нимфы Эхо (3-я книга «Метаморфоз») и наказанный за это Немезидой. Во время очередной охоты Нарцисс увидел в реке своё отражение и влюбился в самого себя, причем так сильно, что не мог больше расстаться со своим отражением и умер от голода и страдания. Уже в античности имя Нарцисса стало нарицательным и стало  имволизировать гордость и самовлюблённость.




"Беллерофонт, Пегас и Афина". Фреска III стиля. Помпеи. Каупона-жильё Луция Ветуция Плацида. 1-я пол. I в.

Фреска, отделенная от стены в целях безопасности, представляет собой центральное изображение средней части западной стены триклиния дома Луция Ветуция Плацида, переоборудованного в трактир (cauponae) в последние годы существования Помпей. На картине изображен герой Беллерофонт, обнаженный, с красным плащом, застегнутым на шее, в момент укрощения крылатого коня Пегаса благодаря волшебной золотой уздечке, подаренной Минервой. На голове богини, появляющейся справа в длинном бело-голубом одеянии, — золотой шлем с длинным гребнем; в руке она держит большой щит с головой Горгоны и копье. На заднем плане — скалы, которые символизируют источник, где Беллерофонт встретил бессмертного крылатого коня, ставшего его спутником в приключениях.


"Ипполит". Фреска. Стабии. Вилла Ариадны. Iв.н.э.

Фреска, составленная из фрагментов, изображает Ипполита, персонажа греческой трагедии; драма о нем «Ипполит венценосец» была переделана в римскую эпоху. Порочной страсти Федры молодой человек противостоит с гордостью и презрением, что ведет к трагическому эпилогу - смерти главных героев.


"Ипполит". Фреска. Стабии. Вилла Ариадны. Iв.н.э. Деталь


"Рельеф с танцующим сатиром". Мрамор. Помпеи. Дом Золотых амуров. I в. до н. э.

На мраморной плите изображен танцующий сатир, держащий тирс в левой руке. Фрагмент был вмонтирован вместе с другими мраморными вставками в одну из стен перистиля дома Золотых амуров.


Трагическая маска. Гипс. Помпеи. Геркуланские ворота.


Маска из Ателлана.


Маска из Ателлана.

Ателла́на — короткие фарсовые представления в духе буффонады, названные по имени города Ателла (совр. Аверса) в Кампанье, где они зародились.Придуманные во II веке до н. э., ателланы представляют стереотипных и гротескных персонажей. Ателланы отличались большой грубостью и часто скабрёзностью содержания; писались они нелитературным латинским языком.


Маска буккона. Гипс. Помпеи. Геркуланские ворота.

Буккон, Букко-хвастун — толстощёкий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун - персонаж из ателлана.


Маска буккона. Гипс. Помпеи. Геркуланские ворота.


Трагическая маска осциллум. Мрамор. Помпеи.I век н. э.

Характеристики этой маски не соответствуют в точности ни одному из театральных типов, закрепленных литературными источниками. Корона плюща со щитками и повязка, украшающие онкос (удлиняющийся кверху начес надо лбом), позволяют предположить, что это молодой Дионис, главный герой трагедии «Вакханки» Еврипида, или менада из его свиты, или же какая-то трагическая героиня, в то время как другие исследователи считают, что маску можно отнести к комедийным типам.


«Актер с маской». Фреска. Помпеи. I в. н. э.

28 апреля 1763 года в Помпеях был обнаружен фрагмент картины с изображением актера (или поэта) в тунике и тоге, сосредоточенно созерцающего трагическую маску, которую держит слуга. Сцена происходит в закрытом помещении, среди колонн, напоминающих о царском дворце, в обычной обстановке драматических представлений. На это намекает и маска с очень высоким онкосом (удлиняющимся кверху начесом надо лбом) и чрезмерно длинными волосами, соответствующая типу высокомерного и жестокого юнца по классификации Юлия Поллукса.


«Актер с маской». Фреска. Помпеи. I в. н. э. Деталь

“Боги. Люди. Герои". Часть I. Боги.https://vittasim.livejournal.com/288318.html
“Боги. Люди. Герои". Часть II. Боги. Герои. https://vittasim.livejournal.com/288561.html

https://www.kommersant.ru/doc/3930799

http://pompeii.ru/vita/cameo_glass.htm

http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1936

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st026.shtml

https://ulli-u.livejournal.com/298092.html

https://www.liveinternet.ru/community/lj_babs71/post453752104/  

https://hekitateru.livejournal.com/3619799.html https://coollib.net/b/355179-d-perova-natsionalnyiy-arheologicheskiy-muzey-neapol/read

Эрмитаж. Виртуальный визит.

Tags: выставка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments