Про Нормана Паркинсона везде пишут примерно одно и то же, и примерно одними и теми же словами: это знаменитый англичанин, который впервые заставил девушек-моделей хоть как-то походить на людей на снимках – до этого они больше были похожи на соляные столпы. Он снимал своих моделей на фоне природы, самолетов, страусов (впрочем, его красавица-жена Венда остается истинной английской леди даже на спине страуса) и на Красной площади.
Фотографии Нормана Паркинсон изящны, красивы и несут отпечаток его неизменного английского юмора, так что такие Заветы глянца, как Harper's Bazaar, Vogue The Bystander с радостью их печатали.
Рассматривая фотографии на выставке, я подумала, что ни мода, ни позы, ни даже выражения лиц и прически не слишком изменились в глянцевых журналах с тех пор – новых революций в гламурной фотографии не случилось, мода все более тяготеет к ретро-стилю и периодически впадает в разные периоды своей юности – от 20-х до 80-х годов прошлого столетия – именно тогда, когда Паркинсон и делал свои снимки.
Шляпки, талии, юбки, полоски и горошки, яркая помада и плоские кудри, кокетливо выставленные и обутые со всем изяществом ножки – ничем уже не удивить искушенного современной лавиной гламура зрителя.
Помимо моделей, Н.П. снимал также известных людей своего времени: Вивьен Ли, Грету Гарбо, Дэвида Боуи, а также почти всех членов Британской королевской семьи.
Кудесник фотокамеры считал, что нужно «делать свои снимки так, чтобы они были полны радости, солнечного света, излучали счастье и выглядели соблазнительно», при этом искренне полагая, что фотография не является искусством. Как часто случается с профессионалами высокого уровня, задуманное ему удалось вполне: фотографии не выглядят шедеврами, глубинных душевных струн не задевают (во всяком случае, моих), но выказывают руку и ум Мастера и действительно смотрятся светло и позитивно.
Портреты хороши без «излишнего» психологизма, делают акцент на внешности, не пытаясь раскрыть личности и внутреннего мира тех, кто на снимке. Впрочем, вряд ли это «раскрытие» было нужно членам королевской семьи…
Больше всего же мне понравились две фотографии на выставке:
(прошу прощения за отвратительное качество снимков – уж как получилось)
Первая – фотография писателя-фантаста Алжернона Блэквуда. Не зная ничего об этой личности, можно надолго остановиться у снимка, вглядываясь в живые, яркие и мудрые глаза писателя, улыбаться ему и идти дальше, унося с собой впечатление энергичного и забавного диалога с умным и понимающим собеседником. Потом увидеть еще один снимок и удивляться, каким образом внешность Милляра в гриме могла достаться английскому писателю.
Вторая фотография принадлежала супруге Его высочества князя Дмитрия Романова с вельш корги (1936г.). От этого лица я долго не могла отойти: мне кажется, оно красиво удивительной, изысканной и уже почти не встречающейся красотой – той красотой, что и «сосуд», и «свет, мерцающий в сосуде» - удивительное, редчайшее сочетание правильных черт лица, невиданного разреза глаз, высокого лба – и несомненного внутреннего аристократизма и благородства. Красивых лиц нынче много, но их красота, как и действие кремов, ограничивается «верхними слоями кожи». Здесь же, как мне показалось – красота истинная, из тех, что спасет мир.
Помимо этих фотографий, было много такого, что стоит посмотреть – чего я вам очень желаю.