закрыто. (vivarini) wrote in art_links,
закрыто.
vivarini
art_links

Category:

Выставка "Слово и изображение" в ГЦСИ

Выставка «Слово и изображение» в Государственном Центре современного искусства кажется мне очень своевременной и трогательной. Своевременной, поскольку, судя по последним столичным выставкам, у художников есть желание эпатировать, причем только визуально, не задумываясь об интеллектуальной начинке произведения. Трогательной, потому что тактично выбраны работы из различных коллекций (музей Art4.ru, галерея Риджина, коллекция ГЦСИ) с целью продемонстрировать в небольшой экспозиции ретроспективу соединения вербального и визуального аспекта в русской культуре начала 1970 до 2007 годы.
Слово как таковое оказалось вовлеченным в плоть и кровь живописи в начале XX столетия, когда авангард начал использовать фундаментальные русские литературные традиции как самостоятельные художественные стратегии. Слово и образ стали прекрасно дополнять друг друга в общей канве истории развития русской живописи, принимая в этом развитии все более и более неожиданные формы. Визуально-вербальные альбомы рисунков Ильи Кабакова 1980-х годов, которые можно рассматривать и читать бесконечно, превратились в специфическое самостоятельное арт-пространство коммунального быта. Живопись Виктора Пивоварова, с поясняющими надписями прямо на полотне, оказывают большее влияние на зрителя, нежели «просто живопись». Вот идет старушка с авоськой по безлюдной улице с серыми домами, а вот и надпись справа «булочка к чаю». Сердце екает, все встает на свои места: одиночество, булочка, вечер, чай, старушка. Надпись, которая теоретически должна находиться под картиной, оказывается в ее центре. Смещение смыслов заставляет зрителя остановиться, задуматься, приглядеться. У Павла Пепперштейна в живописи 2006 года эта надпись уже приобретает свою самоценность, выступает на первый план композиции и становится главным сюжетом произведения. LOVE значит LOVE: крупными яркими буквами по всей плоскости холста. Укрупненность словно повышает значительность слова.
Это новое арт-пространство требовало новых форм выражения, новой подпитки, новых способов изъяснения. Оно нашло свое выражение в объемных инсталляциях. Елена Елагина в объекте «Чистое» (1989) задействовала стекло, дерево, плитку, кафель, бутылки. Ростислав Лебедев сувенирному набору матрешек придал четкую национальную идентификацию красным словом «Мы». Леонид Тишков в конце 1990-ых годов создает авторскую книгу про устройство организма ангела, с зарисовками хрустального желудка и прочими подробностями. Юрий Авакумов делает фотоколлажи с применением слов внутри фотографии. И как апофеоз этого развития выглядит инсталляция Дмитрия Пригова, который угол экспозиционного пространства от потолка до пола заполнил газетами «Культура», а наверху можно увидеть большущий глаз, созерцающий этот творческий порыв. Я бы восприняла это как предостережение не стать «глотателем пустот» (с), ведь слово можно принимать только дозировано, ибо оно само по себе имеет огромную силу, а когда оно сливается с визуальными методами, то приобретает эффект новой художественной выразительности.

Выставка открыта до 29 июля по адресу
Ул. Зоологическая, 13/2







Виктор Пивоваров "Булочка к чаю", 1992.


Эрик Булатов "Маргарет Рисмондо", 1992.


Леонид Тишков, книга "Хрустальный желудок ангела", 1998.


Дмитрий Пригов, инсталляция "Три точки зрения", 2007.


Ростислав Лебедев, инсталляция "Мы", 1980.


Елена Елагина, инсталляция "Чистое", 1989.


Андрей Суздалев "Замreзе vs. Апполинарий", 2005-2007.


Юрий Аввакумов, фотоколлаж "Bib" из серии "AzBuKa", 2006.


</center>
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments