закрыто. (vivarini) wrote in art_links,
закрыто.
vivarini
art_links

Category:

выставка "Новый Ангеларий"

Музей современного искусства наводнили ангелы.
Они очень разные: грустные, веселые, тихие, шебутные, нервные, флегматичные… По идее кураторов выставки Ивана Колесникова и Сергея Денисова, 144 современных художника должны были интерпретировать свое понимание ангела в материале/технике, который наиболее близок уму и сердцу.

Вспомним, что ангел (греч. слово, означающее - посланник, вестник) – слово, обозначающее в Библии личные, духовные существа, совершеннейшие человека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Церковь приняла ветхозаветные понятия об ангелах, особенно развитые в книгах времен плена вавилонского и преимущественно пророческих. Они - существа, сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны и бестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянное бытие.
Наиболее полно классификация ангелов была изложена Дионисием Ареопагитом в труде «Небесная иерархия». Так сложилось, что ангелы не стали предметом острых споров на вселенских соборах, в отличие от других догматов. Изображение ангелов было предметом искусства еще по Ветхому завету: например, пророк Иезекиил в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными (Иезек. I, 1 – 28). С 5 века в христианском искусстве людей отличают от ангелов, придавая последним сияние и крылья. Даже в 5 веке еще не определилась иконография изображения ангелов, их изображают или с сиянием, или только с крыльями. Потом с 6 века начинается изображение ангела в виде странника с посохом в руках. С 7 века уже изображают ангелов с крыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.

Тема ангелов метафизическая, визуальная, аллегорическая. Она очень близка чистому искусству, далекому от политики и социальности. Тут художники развернулись в полную мощь: ангелы из стекла, проволоки, папье-маше, меха, железа, бумаги, детских игрушек… Они парят под потолком, разлеглись на полу музея, выглядывают из-за угла.
Так, у Ильи Кабакова ангел ассоциируется с меховыми крыльями, у Сержа Головача – с душами нерожденных детей. Василий Богачев «сделал» своего ангела из стали, цветного стекла и электромотора.
Но встречаются на выставке и более традиционные толкования образа: Юрий Фесенко в «Ангельской плащанице» (полотняная ткань, травление, шитье) вспоминает о христианском искусстве. Ангел Татьяны Назаренко из полиуретановой пены парит под потолком. Но более эпатажны ангелы Михаила и Татьяны Никитиных: их работа «Андрюшечка» (на разделочных досках выложены скелетики из хлебных крошек и костей) невольно заставляет вспомнить о традиции хранении мощей в христианских церквях.

Выставку сопровождает альбом, в котором художники перечислены в алфавитном порядке, но не по фамилии, а по имени. Ведь в имени заключен Ангел-хранитель того, кто его носит.
Но лучше художника никто не скажет о высоком, бестелесном, духовном. Например, Алесандр Лишневский о своей работе: «Ангелы – иномерные существа. Иномерность привлекала разных художников. Размышления о четвертом измерении К.Малевича, Д.Бурлюка, их попытка преодолеть границы трехмерной реальности были без малого сто лет назад. Границы пространства и времени как стены тюремной камеры телесности остались. Нам очень важен их прорыв в двухмерной плоскости, как способ разметки границ, превращение их в проницаемые и преодолимые. Я находил расплющенные на дороге банки, ведра и в их складках видел мучительные усилия перехода от предметной трехмерности в сплющенную плоскость. Я подолгу могу рассматривать складки поверхности сплющенных предметов, думая о том, что оттуда, из другого измерения, в котором живут ангелы мы в своей трехмерности кажемся почти такими же сплющенными. В складках тела можно увидеть муку преодоления границ: «подкожное крылообразование». Он –ангел. Она – ангел. Онангел – движение к свободе».

Выставка открыта до 7 октября по адресу: Ермолаевский пер, 17.

Алесандр Лишневский. Онангел. Принт на холсте. 80x670 см.
40,60 КБ



Татьяна Назаренко. Ангел. 2006. Полиуретановая пена, масло, фанера, акрил.


Татьяна Баданина. Крылья. 2003. Видеоинсталляция, металлы, полистирол, свет.


Василий Богачев. Таганский ангел из церкви г. Тотьмы. 2007. Сталь, цветное стекло, электромотор.


Илья Кабаков. Арт-объект.


Ангела Лерго. Тело и душа. 2007. Камень, полиэфирная смола, металл, перья, уголь.


Марина Кастальская. Благослови детей и зверей. 2006. Смеш. техника: игрушки, акрил.


Михаил и Татьяна Никитины. Андрюшечка. 2005-2006. Разделочная доска, хлеб, крошки, кости.


Юрий Фесенко. Плащаница. 2006. Полотняная ткань, травление, шитье.


Леонид Пурыгин. Складень (психоделический алтарь) Рождение Пипы. Спаси и сохрани. 1978.


Серж Головач. Фото.


Зураб Церетели :)


Александр Цигаль. Надвратный ангел восточного входа в храм. 1999. бронза.


Владимир Чайка. Без названия. Фото. 2006.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 104 comments