Lena Karin (shiko) wrote in art_links,
Lena Karin
shiko
art_links

Category:

Дневник Международного экологического фестиваля искусств «4-й Блок»

Отдельным событием обещает стать выставка японского дизайнера Казумаса Нагайя под названием «Спаси меня»,
которая открывается 9 марта в 18.00 в Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. В.А. Щусева.


Казумаса Нагайа является постоянным участником фестиваля «4-й Блок».






По большому счету, не прошло и 20-ти лет с тех пор, как рванул четвертый блок Чернобыльского реактора .
Фестиваль открылся в первый день весны выставкой-акцией Олега Векленко
«Помни о четвертом блоке» и персональной выставкой Юрия Суркова
«Натура-лист». Площадка для открытия фестиваля выглядела символично: выставки Векленко и Суркова были размещены в Аптекарском приказе и флигеле «Руина»


Государственного музея архитектуры им. В.А. Щусева на Воздвиженке. «Щусевка» - один из самых престижных и многострадальных музеев Москвы, он и сам наполовину лежит в руинах.


В холодном, гулком и пустом зале Флигеля «Руина» с обшарпанными стенами и крытыми досками полами плакаты Суркова выглядели до пугающего органично. Сурков, - он же «Сурик», один из мэтров российского графического дизайна, - выставил как работы, специально подготовленные к случаю, так и свои старые плакаты, - вплоть до афиш.


Векленко же представил сделанные в 1986-м году нехитрые фотографии Чернобыльского «четвертого блока» и бригад смертников, спасавших уже никому не нужное оборудование, бегая в радиоактивную зону на так называемые «десять минут». Люди, мывшие стиральным порошком остановившуюся машинерию и наводившие порядок на территории, где уровень заражения был сравним с уровнем заражения после взрыва ядерной бомбы, улыбаются в камеру сквозь нашлепки бесполезных марлевых респираторов. На одной из фотографий запечатлена табличка с надписью: «Граждане! Уровень радиации в здании в десять раз меньше, чем снаружи. Отдыхайте в зданиях!».


Ужас повседневности катастрофы передан фотографиями Векленко настолько хорошо, что авария на Чернобыльской АЭС перестает восприниматься как случайно происшедшая трагедия. Она начинает складываться в единое целое с взрывами в Волгодонске, на Тверской, в метро, с войной в Чечне, с захватом «Норд-оста», с катастрофой в Тушино, - словом, со всем тем, что каждый день происходит рядом с нами, и с чем мы, будучи смертными тварями, умудряемся спокойно сосуществовать.


Подсвеченные синим фотографии Векленко, в этом году открывающие Международный фестиваль экологического искусства «4-й Блок» в 1991-м году открыли первый фестиваль с тем же самым названием.


Решение начать фестиваль именно с выставки фотографий Векленко было грамотным: плакат - основной герой фестиваля, в силу графической и идеологической нагрузки, максимально отдаляет события, о которых идет речь, от зрителя, делает их настолько опосредованными, насколько это вообще позволяет искусство.


Сделанные восемнадцать лет назад фотографии, Олега Векленко, попавшим в Чернобыль в качестве лейтенанта запаса сразу после аварии, доказывают, что Чернобыль не закончился и не закончится до тех пор, пока есть люди, помнящие его начало. Фестиваль, созданный Векленко и еще несколькими художниками-энтузиастами экологического движения через пять лет после взрыва в Чернобыле, в ознаменование мрачной годовщины.
Награды фестиваля считаются одними из самых престижных дизайн-наград в мире. Собрание плакатов, предоставленных на конкурс за 15 лет существования огромно - оно насчитывает несколько тысяч работ.


В этом году организаторы фестиваля решили провести в Москве масштабное мероприятие под названием «Международный экологический фестиваль искусств «4-й Блок». Будут показаны персональные выставки участников, групповые выставочные проекты графики и плакатов экологического направления, круглые столы на темы экологии и искусства, показы моды, - словом, все, что может так или иначе привлечь внимание к экологической теме и к ее осмыслению художниками.


Некоторым образом работы участников ««4-го Блока»» вызывают давно забытое чувство: висит по стеночкам не искусство ради искусства и не искусство ради художника, участвующего в тусовочно-модном процессе, но искусство, созданное ради тех самых пресловутых идей и ценностей, которые оно призвано пропагандировать. И да, пропагандирует со всей прямотой, жесткостью и саднящей наивностью плаката.


Все московское мероприятие, в рамках которого презентуются работы, собранные организаторами немедленно сдвигает как сам статус фестиваля, так и статус презентуемых на нем идей и работ, в сторону широких масс. Может быть, организаторам «4-го Блока» удастся совершить чудо и вернуть теме экологии то, что можно назвать «модностью».



Программа фестиваля с полными анонсами





Учредители и организаторы:


Украинская ассоциация графических дизайнеров «4-й Блок»



Студия дизайна и рекламы «Про-Образ»




Президент фестиваля - Олег Векленко



Директор фестиваля - Лена Карин



Кураторы фестиваля - Сергей Серов, Елена Рымшина


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments