Галерея "Дом Нащокина" (naschokin) wrote in art_links,
Галерея "Дом Нащокина"
naschokin
art_links

Categories:

Галерея "Дом Нащокина" представляет

Выставка памяти мастера Льва Новикова (1958-2007)




с 22 декабря


Галерея «Дом Нащокина» приглашает всех посетить выставку памяти Льва Новикова – стилиста, фотографа, модельера, визажиста, безвременно ушедшего из жизни в ноябре этого года.
В 80-е он был самым модным парикмахером Москвы, работал со звездами эстрады, придумывал для них образы и стили. Алла Пугачева, Валерий Леонтьев, Борис Моисеев, Лайма Вайкуле, Кристина Орбакайте и многие другие были обязаны ему своим ярким сценическим имиджем.
В середине 90-х он прославился тем, что придумал образы и грим для знаменитых "Служанок" Романа Виктюка и затем много работал с ним и другими режиссерами для театра, кино, мира моды.
Тогда же он стал пробовать себя как фотограф. Большую часть его фоторабот составляют портреты Ренаты Литвиновой, Аллы Демидовой, Кристины Орбакайте, Татьяны Васильевой, Олега Меньшикова и других звезд российского кино и театра.

В экспозицию включены редкие снимки знаменитых актрис, сделанные Львом Новиковым, образы, созданные для театра, кино и цирка, разработанная им дизайнерская одежда (из частных собраний), а также личные вещи мастера.


Выставка продлится до 20 января 2008 года

по адресу: Воротниковский пер. 12.
Галерея «Дом Нащокина»
Тел. 699-11-78, 699-47-74


Лев Новиков о себе
(фрагменты интервью разных лет)

- Я очень рано стал ездить в Москву - и это весь мой провинциальный менталитет сломало. Как говорит знакомая итальянка, «менталита» была слишком «аперта», открыта. Саратов, как ни крути, город провинциальный. Четверть века назад, когда я там жил, высокая дореволюционная культура в каких-то остатках сохранялась. До 1917 года Саратов был городом образованных купцов. Мой прадед торговал музыкальными инструментами. Когда его дача сгорела, в огне погибло два «Беккера», они не для мебели стояли, он на них играл, как и на скрипке, и на виолончели.
Я всегда интересовался «тряпочками», эскизы сочинял. Лет в пятнадцать, через знакомых, попал к Вячеславу Зайцеву, показал свои рисунки, сказал, что мечтаю поступить в Технологический. «Зачем? - отговаривал он. - Никому твои эмоции и фантазии будут не нужны». Год после школы я проучился на филфаке университета, а потом ушел в областную лабораторию моды, где обшивали обком.
Мне везло на женщин. Я, например, стриг и гримировал Наталью Сац. Она орала: «Где мой хулиган?» И еще говорила: «За что я тебя люблю - ты участвуешь в моем успехе».
Ей было за восемьдесят. А ведь если и учишься, то на возрастных лицах, вот где школа. Я говорю своим студентам: «Курносых блондинок вы в любом случае накрасите. А вы попробуйте крокодила сделать человеком или когда все висит...» У Улановой ничего не висело, она за собой следила. Я ей только прическу сделал иначе. Она ко мне попала с обрубленной челкой - что-то среднее между каре 1920-х годов и Видалем Сассуном. А я ей сделал классическое каре. Все лучшие ее фотопортреты перед 75-летием - с моей стрижкой и мейк-апом.
Я не шью для нормальных людей. Мне это неинтересно. Идите в магазин и покупайте. Я шью для отмороженных во всю голову. Все это, конечно, будет сидеть, потому как хороший крой, аристократический подход к ткани. Но декор, аксессуары вызовут... тревогу в толпе.






ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

1983 г. – Лев Новиков, получив профессиональное образование парикмахера, работает в салоне на Котельнической набережной. Его клиентами являются – великая балерина Галина Уланова, режиссер детского музыкального театра Наталия Сац, звезды кино Марина Ладынина и Нона Мордюкова.

1985 г. – В Москве проходит итальянское шоу «Uno conxone per la pache», где Новиков работает со звездами Сан-Ремо.

1986 г. – Лев Новиков работает на международном телевизионном фестивале песни в Польше.

1988 г. – Лев Новиков меняет амплуа и начинает успешно разрабатывать грим для театра. Его театральные работы были представлены зрителям 11 стран мира, а грим к спектаклю Жана Жене «Служанки» (театр «Сатирикон») отмечен призом Международного театрального фестиваля в Каракасе (Венесуэла).

1989 г. – Лев Новиков работает в качестве дизайнера причесок в итальянском салоне «Ларри» в Нью-Йорке.

1991 г. – Лев разрабатывает грим для спектаклей: Т. Рэттиган «Дама без камелий», Э. Олби по пьесе В. Набокова «Лолита», новой постановки «Служанок» в театре Романа Виктюка и для постановки бродвейского спектакля Д. Хуана «М. Баттерфляй». (Творческим и историческим источником последней работы является традиционный грим китайского национального театра). Лев Новиков разрабатывает грим к спектаклю по пьесе Ф. Сологуба «Мелкий бес».

В этом же году Лев Новиков разрабатывает гримы для шоу «Цирк Валентин» и работает с этим шоу на Бродвее в театре Гершвина.

Творческая деятельность Льва Новикова чрезвычайно активна – он участвует в съемках ТВ программы «The David Letterman show» и съемках рекламы товаров торговых марок «GUESS» и «BENETTON». Вернувшись в Москву, Новиков начинает работать в «Общесоюзном журнале мод».



1992 г. – Лев Новиков работает в качестве стилиста на fashion show фирм «Stallmann» и «Interchtoff», приуроченном к открытию Международного центра моды в Москве.

В этом же году начинается сотрудничество Льва Новикова с французской косметической фирмой «Lancome». Результатом совместной работы г-на Новикова и профессора макияжа г-жи Ани Доре становится телевизионное шоу фирмы «Lancome».

Лев Новиков разрабатывает имидж ведущего популярной телевизионной программы «Музобоз» Ивана Демидова.

1993 г. – Вновь театральная премьера. Лев Новиков является автором грима для спектакля по пьесе У. Гибсона «Двое на качелях» со звездой балета Натальей Макаровой (США) в главной роли.

Тогда же г-н Новиков начинает работать в качестве стилиста телевиионной программы «Намедни» (канал НТВ). Результат этой деятельности получил высокую оценку - Леонид Парфенов, ведущий программы «Намедни», признан самым элегантным телеведущим года.

Лев Новиков работает в качестве стилиста на 1-ом конкурсе «Мисс Россия».

1994 г. – Лев Новиков работает на первой неделе «haute couture» в Москве. В шоу, проводимом под эгидой Комитета элегантности Франции, принимают участие дома высокой моды: «Anne Marie Beretta», «Balenciaga», «Carven», «Lecoanet Hemant», «Per Spook», «Torrente».

1995 г. – Лев Новиков – художник по гриму объединенного проекта журнала «Космополитэн» и фирмы «Эсти Лаудер» (США).

Новый этап в творческой биографии – сотрудничество с Домом моды «Igor Chapurin». Значительным событием стала блестящая работа стилиста на показе коллекции молодого дизайнера, состоявшаяся в отеле «Метрополь» (Москва) 3 февраля 1995 г. и получившая самую высокую оценку Президента комитета элегантности Франции г-на Роже Зеллера.

Разработка рисунка грима для спектакля «Самоубийство влюбленных на острове воздушных сетей». Постановка осуществлена в театре им. В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург). Спектакль признан лучшей театральной постановкой года.

Работа в качестве художника на съемках фильма «Бред вдвоем» (режиссер Б. Мильграм, в главных ролях Лия Ахеджакова и Геннадий Хазанов).

Работа в качестве парикмахера и гримера топ-модели Нади Ауэрманн (агентство «Элит») на отборочном туре конкурса «Look of the year».

Разработка грима для спектакля «Пещерные люди» (антреприза «Останкино», в главной роли народная артистка России Татьяна Васильева).

С 1995 г. Лев Новикиков работает в качестве главного консультанта представительства «Эсти Лаудер» (США) в России.

Работа в качестве стилиста на торжественном шоу, посвященном открытию салона «Эсти Лаудер» в Киеве (Украина).

1996 г. Работа в качестве стилиста на конкурсе «Мисс-Россия - 95».

Заключает контракт с французским салоном «Посольство красоты» в Москве для работы в качестве стилиста.

Лев Новиков дает мастер-класс для персонала салона «Эсти Лаудер» в Праге.

1996 г., ноябрь. Работа в качестве стилиста на показе сезонной коллекции Дома моды «Igor Chapurin» в Вильнюсе, Литва.

Открытие салона «Lev Novikov» в отеле «Виллон», Вильнюс, Литва.

1996 г., декабрь. Работа на показе коллекций Дома «Igor Chapurin» в рамках Недели высокой моды в Москве.

1996 г., декабрь. Эксклюзивно для княгини Голициной – работа над прическами и макияжем к десяти ретроспективным костюмам для шоу «Irene Gaulitzine» в Колонном зале, г. Москва.

1996 г., декабрь. Работа в качестве художника по гриму для спектакля «Лицо», автор пьесы И. Бергман, режиссер спектакля Пази. Постановка осуществлена в театре им. Ленсовета, Санкт-Петербург.

1998 г. – работа в качестве художника по гриму для спектакля «Горе от ума», режиссер и исполнитель главной роли Олег Меньшиков. Постановка осуществлена в театре им. Моссовета, г. Москва.

На протяжении многих лет клиентами Льва Новикова являлись Марина Неелова, Алла Демидова, Людмила Максакова, Юлия Рутберг, Ирина Метлицкая и многие другие.

Начиная с 1984 г. Лев Новиков постоянно работает в шоу-бизнесе. Его клиентами в разные годы являлись: Жанна Агузарова, Ирина Понаровская, София Ротару, Валерий Леонтьев, Кристина Орбакайте, Лариса Долина и т.д.



Также Лев Новиков принимал самое активное участие в работе над рекламными проектами – «Люфтганза», «Кока-кола», «Фанта», «Сони» и т.д.



АЛЛА ДЕМИДОВА о ЛЬВЕ НОВИКОВЕ

О знакомстве
- Меня с Лёвой познакомил Роман Виктюк, когда мы делали «Федру». Тогда он предложил необычный грим, который и стал визитной карточкой спектакля. При встрече с Лёвой я поняла, что передо мной очень талантливый, очень светлый и добрый человек. При чем из тех приезжих завоевателей Москвы, которые своей энергией и талантом изначально утирают нос москвичам и идут дальше. В некоторых есть агрессия – достичь, перепрыгнуть и пойти дальше. А в других добрая энергетика таланта ведет их сама. Лева был из таких. Я это сразу поняла. Таким же был Сережа Параджанов, такой есть Рустам Хамдамов. Это все люди открытые, с щедрой душой .

Об идее создания выставки
- Однажды я перебирала свои фотографии, которые делал Лёва. Было видно, что это делал художник. Потом я подумала – хорошо бы организовать выставку, но при жизни Левы. С другой стороны, мы же не манкурты, чтобы все забывать и ничего не помнить. Поэтому я предложила Наталье Рюриковой устроить такую выставку. Она зажглась идеей. Очень многие друзья откликнулись: Рустам Хамдамов, Ариэлла Сэф… Это и понятно – не любить Лёву было невозможно.
Открывающаяся 16 декабря выставка – такая светлая память об ушедшем таланте. Конечно, это не переворот в фотографии, но по представленным работам виден и его вкус и талант. Выставка покажет мир художника. У меня сохранились кое-какие плащи, которые они делали с Чапуриным.
Вообще, Лёва часто делал мне подарки. Например, мои поэтические вечера, чтобы немножко гипнотизировать зал, нужно на шею надеть что-нибудь блестящее. И Лёва дарил очень красивую бижутерию от Ив Сен Лоран, преподносил какие-то невообразимые браслеты. Я уж не говорю о гримах, до сих пор у меня лежат его помады. Я давно не крашусь, но все время наталкиваюсь на Лёвины вещицы.



О художнике
- Я с ним поддерживала постоянную связь. Хотя характер его к концу стал меняться – болезнь его добивала. И как мне видится, не хватило сил именно психологических. Если бы он в своем время не сломался, он перешагнул через болезнь и прожил бы дольше. Ему природой было дано очень много. Эмигрировать в Москву, завоевать ее - на это нужно было много сил, энергии. И он потратил свой талант и на это тоже.
Сейчас я хожу в один знаменитый салон, где меня стригут долго и тщательно, по нескольку часов. Мне даже жалко тратить на это время. Но когда я просила Лёву, он приходил в три секунды что-то делал своими ножницами и эта линия была намного лучше. Это были золотые руки.



РОМАН ВИКТЮК о ЛЬВЕ НОВИКОВЕ

О знакомстве
- Встретиться с Лёвой мне помогла Алла Коженкова, которая в то время работала художником спектакля «Служанки». Однажды она пришла и сказала, что хочет познакомить меня с фантастическим человеком, который хочет работать над этим проектом из-за уважения ко мне и моему искусству. Вот так мы и познакомились.
Энергия его улыбки чувствовалась на расстоянии. Когда он вошел в театр, я почувствовал теплоту и сказал об этом Алле. Она не поверила, и вдруг в зал входит Лёева и бросается ко мне, будто мы знакомы тысячу лет.
Его желание сделать грим к этому спектаклю было настолько сильным, а сердце по-детски открытым, что мы начали вместе работать. И вот уже прошло столько лет, а мне кажется, что это было только вчера.
Первый и единственный раз мне встретился человек, который сумел соединить режиссерский поиск и авторское видение лица персонажа. Когда он пропускал все через себя, тогда на лице артиста, появлялся грим, сравнимый с иконным ликом.
Лицо для него было словно холст, на который он изливал существо этого человека. Он находил тончайшие переливы в лице, едва заметные нюансы. Многие артисты были счастливы оказаться у него в кресле, потому что происходило волшебство перевоплощения. И когда Лёва потом кричал, что он мой ученик, - я счастлив до сегодняшнего дня. Но я не приложил к его профессии ничего.



О художнике
- Мой восторг перед ним похож на тот случай, когда маленький ребенок берет стакан воды, бросает туда сахар и он вдруг видит чудо – сахар растаял, а вода по-прежнему чиста. Вот эта прозрачность души Лёвы и есть прозрачность этого стакана воды. Он был ребенком, который от одиночества был рад любому человеческому теплу…
У меня дома висит его фотография, где мы вдвоем после какого-то спектакля. Мимо нее я не могу проходить равнодушным. Он такие энергетические нити отправляет, которые никакой наукой не могут быть объяснены! Это невидимые посылы, свет из той ауры, которая от него исходила. Он не был человеком конфликта, он не был тем эгоистом, который пожирал или захватывал чужую энергию. Он отдавал всё. Это было и по жизни и по работе.

О памяти
- Он пришел в мир, чтобы мы помнили, что есть не хари, а есть лик божий. И этот лик предназначен, чтобы выражать любовь. Он ненавидел когда от жизненных ситуаций менялись лица, и всегда радовался, когда лик человеческий просветлялся от добрых дел.



РЕНАТА ЛИТВИНОВА о ЛЬВЕ НОВИКОВЕ

О знакомстве
- Мы познакомились с Лёвой во время работы над картиной «Вокальные Параллели» Рустама Хамдамова, и тогда, никто не знал, что он серьезно болен… да и он сам не догадывался. У нас почему-то это считается неприлично говорить об этом. А ведь ВИЧ-инфицированных на самом деле очень много. Врачи, реаниматологи, люди, которым переливали кровь… Это совершенно не проказа, а данность нашего времени. Это сейчас, человек может проходить курс лечения и при этом работать, а у него сразу возникло падение иммунитета и все было в тяжелой форме, насколько я понимаю. Хотя в жизни Лёва был человеком сложным, не простым, и в тоже время очень ранимым. Я считаю его исключительно талантливым художником и в том, что он умер от СПИДа, заключена трагедия нашего времени.



О художнике
- Он был щедрым человеком. Часто дарил снимки, которые делал со мной. Я очень много видела художников по гриму, но так красиво и тщательно, как работал он, я не встречала. Он был лучшим в своем роде.





ЛИНА АРИФУЛИНА о ЛЬВЕ НОВИКОВЕ

О знакомстве
- Мы встретились на съемках передачи о моде «Подиум д’арт». В то время Льва и Игоря Чапурина можно было назвать очень яркими, модными фигурами, которые работали с самыми известными актерами, медиа-персонами. И Лева предложил сделать такую своеобразную портретную галерею разных артистов: переодевать их, создавать различные образы, и все это снимать. Такой специфический телевизионный проект. И вот тогда мы познакомились.
У меня сразу сложилось о нем совершенно особенное мнение, все-таки творческий человек всегда выделяется, а такие люди как Лев Новиков тем более не могут не быть замечены. С первого взгляда было понятно, что передо мной личность уникальная, интересная, поразительная. Во Льве сочетались одновременно и творческая индивидуальность, и человеческая доброта.

О художнике
- Он гениален.

О творчестве
- Я считаю, что Лев стал первопроходцем в подобных проектах, он первым предложил создавать такие оригинальные, театрализованные образы знаменитых артистов. Я помню, когда мы собирались на площадке, нужно было что-то придумывать, разрабатывать, и Лев всегда был невероятно креативен. Он живо реагировал на любые идеи, начинания. Даже когда что-то не получалось, у всех опускались руки, Лев собирался и творил. Он выходил на площадку и колдовал. У него не могло не получиться.




АЛЛА КОЖЕНКОВА о ЛЬВЕ НОВИКОВЕ

О знакомстве
- Это случилось в московском Деловом центре. Там тогда был развлекательный клуб для иностранцев, единственный в городе. И по ночам здесь зарабатывали денежку, выступали Ирина Понаровская, Борис Моисеев, Лайма Вайкуле, многие другие. И я там полутайно работала, шила костюмы для выступлений. Лёва был знаком с Борей Моисеевым, так мы и встретились. Выпили по чашечке чая, и пока разговаривали, я поняла, оценила, какой предо мной интересный, талантливый человек.
А я тогда была еще и главным художником в «Сатириконе», как раз по моей инициативе в театр пригласили Романа Виктюка с его спектаклем «Служанки». И вот на какую-то вечернюю репетицию я буквально за руку привела Лёву. Он сразу придумал уникальные гримы для представления, а я ведь не делала ему никаких скидок, послаблений. Ему потребовалось просто взглянуть на мои костюмы, и он сразу нашел идеальную форму.

Об общении
Лёва был Творцом, Творцом от Бога, хотя конечно имелись у него и недостатки. Это был человек невероятно вспыльчивый, со спонтанным и бурным характером. У нас было множество смешных историй. Однажды он рассказывал мне историю о своей тётушке, вдруг что-то в моих словах, моей реакции Лёве не понравилось, он разозлился, повернулся и ушёл. После этого месяца 3 мы не разговаривали, даже не здоровались. А спустя эти 3 месяца Лёва и я столкнулись в проходе Пушкинского театра. Там было очень узко, свободно разойтись мы никак не могли. Так вот он поднимает голову и говорит: «Ну вот, слушай меня дальше. Эта тётушка…»

О художнике
- У нас было много совместных проектов, мы объездили пол-Европы. И сейчас я могу сказать точно: это уникальный человек. Талант от Бога. И сейчас, конечно, я не смогла найти ему замену замены даже близко. А ведь я работала и в самом крупном американском оперном театре, и в «Метрополитан Опера», и во многих других европейских театрах. Так вот, могу с полной уверенностью сказать: не только в России, но и во всем мире нет стилиста уровня Лёвы.
Уже когда он был болен, почти не мог ходить, нормально работать, Лёва всё же принял участие в благотворительном концерте «Норд-Ост, мы с тобой», который мы организовывали. Он чудеса там творил! У нас была одна очень страшненькая девочка, она пела «Призрака Оперы», так он ей сделал такие прическу и макияж! Её невозможно было узнать, перед нами оказалась настоящая дива. Лёва делал то, чего никто другой делать просто не умел. В профессии его никогда не направляли, не подсказывали как работать. Он достиг всего сам.
Subscribe

  • 1983

    Однажды я прокомментировал один пост просто так, безо всяких задних мыслей. Но, как сказано в Писании: Нам не дано предугадать, Как слово наше…

  • Ian Whybrow & его Whiff.

    Ian Whybrow, это тебе не абы кто. Его опусы открывают список рекомендуемой школьной литературы для буржуйских детёнышей в возрасте от 3 до 14…

  • С.Ю.Судейкин "Русские в Париже"

    С.Ю.Судейкин "Русские в Париже", эскизы костюмов к постановке кабаре "Бродячая собака" 1912 год, Бумага, тушь, акварель Сергей Юрьевич (Георгиевич)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments