Галерея "Дом Нащокина" (naschokin) wrote in art_links,
Галерея "Дом Нащокина"
naschokin
art_links

Categories:

выставка работ Александра Древина и Надежды Удальцовой в галерее "Дом Нащокина"

Галерея «Дом Нащокина»
совместно с
Государственной Третьяковской Галереей
п р е д с т а в л я ю т

выставку русских экспрессионистов 20-х – 30-х гг. ХХ века
Александр Древин и Надежда Удальцова
«Вопреки эпохе»
Выставка проходит с 24 января по 23 марта.

Вопреки – так одним словом можно охарактеризовать судьбы Надежды Удальцовой и Александра Древина. В жизни этих неординарных людей изначально, с самого рождения, существовало множество «вопреки».
71,62 КБ

Жизнь «вопреки и наперекор» не просто слова!
Они не должны были встретиться. Он – сын латвийского рабочего, окончивший мореходную школу, она – старшая дочь офицера из Орла. Слишком далеко друг от друга, слишком разные пути сулила им жизнь. Но в 1892 семья Надежды Андреевны переезжает в Москву, и в 1914 сюда же эвакуируют семью Древина. И вот уже нет ничего невозможного для их встречи. Они поженились в 1919 году. «Известие о нашем браке встретило оппозицию»,- так написал в своем дневнике Древин.
Творчество Александра Древина и Надежды Удальцовой опережало время и понимание, являясь новаторством вопреки мнению сложившейся системы и мировоззрению обывателей.
Вопреки сложившимся канонам Древин стремится открыть новый путь в искусстве, считая, что достижения авангарда, в том числе и его собственные, не являются конечной и безусловной точкой творческих исканий. Он всегда был новатором и ни на кого не оглядывался. Одним из первых он обратил внимание на примитивное искусство, оставив неизгладимый след в живописи своей жены — Надежды Удальцовой. Интерес к авангардным поискам привел к появлению беспредметных супрематических работ в их творчестве.
В 20-е годы Надежда Удальцова входили в группу так называемых «Русских амазонок» или «Амазонок русского авангарда». Группа оказались в центре бурных дискуссий о том, какое искусство нужно новому времени: следует ли развивать традиционные его формы или же станковое искусство должно уступить место производственному его варианту. И если художницы Любовь Попова и Варвара Степанова полагали, что в новой эпохе нет места для устаревшей картины, то Надежда Удальцова последовательно отстаивала самоценность станковой живописи.
В 1931-м Древин выставился с группой «Тринадцать» — последним на тот момент объединением, которое в поиске нового живописного языка не делало различия между дилетантами и профессионалами. В том же году «Тринадцать» были закрыты. А после роспуска всех художественных группировок в 1932 году Древин все больше и больше расходится с официальной линией.
В 1933 году Удальцова и Древин подвергаются резкой критике как формалисты. «Мои работы последних трех лет (Урал, Алтай, Армения) отмечены критикой как формалистические, имели учебный характер, цель которого – повышение средств живописного выражения и художественного мастерства»,- писал в своей автобиографии Александр Древин.
«Кто не знает во мне... скрытую душу, может, видит неприглядную картину: упрямую несговорчивую женщину, меняющую свои намерения и привязанности, лишь неизменную в работе. Они не понимают, что все это движется по одному пути к одной цели, и цель эта -- работа... Все наши потуги на картину вполовину лишь потуги»- писала в своем дневнике Удальцова.
Работы Древина нарекли «бездарностью» или «антисоветскими происками». В молодости, еще в Риге, Древин входил в круг латышских анархистов, все члены которого подверглись репрессиям. Это и позволило обвинить его в антисоветской деятельности, снять со всех постов и расстрелять. В ночь с 16 на 17 января 1938 года художник был арестован и вскоре приговорен к высшей мере наказания "за контрреволюционную деятельность". 26 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение.
Потеряв в сталинских репрессиях мужа, Удальцова вопреки всем невзгодам нашла в себе силы чтобы сохранить и спасти коллекцию работ Александра от конфискации и уничтожения, выдав их при обыске за свои. Лишь в 1959 году Надежда вместе с сыном Андреем Древиным подготовили для выставки в Риге работы Александра Древина, впервые показанные и увидевшие свет после более чем двадцатилетнего забвения.
25 января 1961 года Удальцова скончалась в Москве.
62,08 КБ
62,29 КБ
48,11 КБ
71,60 КБ
90,91 КБ
123,33 КБ
58,90 КБ

На выставке будет представлено более 60 работ выдающихся живописцев ХХ века Александра Древина и Надежды Удальцовой из Государственнной Третьяковской галереи и частных собраний.
В 2004 году в галерее «Дом Нащокина» с огромным успехом проходила выставка «Русский экспрессионизм». На ней было представлено более 60 работ, созданных Александром Древиным, Артуром Фонвизиным и Анатолием Зверевым: мятежные, непримиримые, опередившие свое время, непонятные простому обывателю. Художники уникальные каждый по своему, но у них есть общее: безудержная экспрессия, тяга к неизведанному, новому и гражданская позиция в условиях сталинского режима и авторитаризма.
Вполне естественно, что сегодня мы делаем выставку - «Вопреки эпохе». Уникальная пара Александр Древин и Надежда Удальцова - это сплав двух самобытных талантов, которые пошли своим путем. С одной стороны, они семейная пара, с другой - два мощнейших таланта, которые, переплетаясь в творчестве, оказывали непомерное влияние друг на друга. В поисках художественного назначения, Удальцова и Древин создали целый ряд шедевров. И хотя в начале 20 века их искусство не могло приниматься в условиях советской действительности, сегодня их работы оценены по достоинству.
Наша галерея очень горда тем, что мы первые в нашем художественном сообществе делаем совместную выставку двух выдающихся мастеров, оказавших огромное влияние на последующие поколения свободных и ищущих!
132,10 КБ
114,04 КБ
76,40 КБ


Воротниковский пер, 12
М. «Маяковская»
Тел. 699-11-78, 699-47-74
www.domnaschokina.ru
Цена билетов – 50 и 150 руб.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments